Рынок контейнерного тоннажа: зимний негатив

Начало зимы, как обычно, оказало негативное влияние на тайм-чартерный рынок, что нашло свое отражение в ослаблении конъюнктуры.

Достигавший в конце октября 371 пункта индекс ConTex уже к концу первой декады декабря 2013 г. снизился до 362 пунктов, уменьшившись на 2,4%. Причем, в той или иной степени, это снижение затронуло все категории тоннажа. Так, по данным ConTex, за последний месяц ставки для контейнеровозов вместимостью 1700-3500 TEU снизились на 60 - 110 $/сут. или 0,7 - 1,4%, а для судов в 4250 TEU - на 520 $/сут. или 5,3%.

Динамика контейнерных тайм-чартерных ставок в ноябре - декабре 2013 г. по оценкам ConTex, $/сут.

Контейнеровместимость, TEU

01.11.13

14.11.13

28.11.13

05.12.13

12.12.13

1100

6321

6303

6308

6301

6259

1700

7775

7694

7666

7640

7626

2500

9182

9176

9100

9076

8971

2700

8641

8614

8580

8541

8490

3500

8934

8865

8818

8786

8736

4250

10038

9685

9467

9395

9295

Индекс ConTex

371

368

366

364

362

Источник: VHSS

Ставки, по сравнению с тем же периодом 2012 г., для контейнеровозов вместимостью 1100 TEU выросли на 870 $/сут. или 16,1%, 1700 TEU - на 1335 $/сут. или 21,2%, 2500 TEU - на 350 $/сут. или 4,0%, 2700 TEU - остались практически на том же уровне, а вот для более крупных контейнеровозов заметно снизились. Так, для судов вместимостью 3500 TEU падение составило 740 $/сут. или 7,8%, а 4250 TEU - 3800 $/сут. или 28,7%. Сам же индекс ConTex в результате повышения ставок для одних категорий тоннажа и их снижения для других остался примерно таким же, что и год назад - 358 пунктов.

Рассчитываемый лондонскими брокерами Braemar Seascope контейнерный индекс BOXi в течение ноября первой декады декабря показывал большую стабильность по сравнению с индексом ConTex.

Главной причиной снижения тайм-чартерных ставок на контейнерный тоннаж в рассматриваемом периоде является сокращение спроса на перевозки. Предрождественские и предновогодние позиции уже давно закрыты, как в Европе, так и в Китае, где Новый год по Лунному календарю будет праздноваться 31 января 2014 г. По мнению брокеров, более или менее стабильным спросом продолжает пользоваться экономичный фидерный тоннаж, с интересующими фрахтователей специфическими характеристиками. Однако и данный индекс не избежал падения. Так, по подсчетам брокеров, уже к концу 2013 г. число не зафрахтованных контейнеровозов класса «панамакс» может достичь 50 ед.

Динамика Braemar Container Index в ноябре-декабре 2013 г.

Контейнеровместимость тоннажа, TEU

Наличие грузовых средств

Контейнерный индекс

01.11.13

18.11.13

25.11.13

09.12.13

700

GL

3,44

3,44

3,44

3,44

1043

GL

4,80

4,80

4,80

4,80

1100

GR

7,93

7,93

7,93

7,93

1700

GR

8,98

8,98

8,98

8,98

1740

GR

8,98

8,98

8,98

8,98

1714

GR

5,60

5,60

5,60

5,60

2500

GR

4,24

4,24

4,24

4,24

2800

GL

3,63

3,63

3,63

3,63

3500

GL

1,68

1,68

1,68

1,68

4250

GL

2,50

2,50

2,50

2,50

5500

GL

1,92

1,92

1,83

1,83

6500

GL

2,88

2,88

2,75

2,75

Итого

 

56,58

56,58

56,37

56,37

GR - с грузовыми средствами

GL - без грузовых средств

Источник: Braemar Container Shipping & Chartering Ltd.

Что касается линейных перевозок, то проведенное в ноябре успешное повышение ставок на трейде Азия - Европа (включая Средиземное и Черное моря) уже к концу первой декады декабря практически полностью себя исчерпало. По данным Шанхайской фрахтовой биржи (SSE) спотовые ставки в направлении Шанхай - Северная Европа снизились до 987 $/TEU, а в направлении Шанхай - Средиземное море - до 1076 $/TEU. Однако решение компании Maersk Line поднять с 15 декабря 2013 г. ставки на перевозки контейнеров из портов Азии и Индийского субконтинента на Северную Европу и Средиземноморье на 750 $/TEU и 1500 $/FEU, к которому присоединились конкурирующие линии: Evergreen, Zim Lines, Orient Overseas Container Line, Hanjin Shipping, Hapag-Lloyd и некоторые другие, вновь подтолкнуло Шанхайский контейнерный фрахтовый индекс (SCFI) вверх. Композитный индекс SCFI к середине декабря вышел на уровень 1117,3 пункта, показав рост на 15,1%, вернувшись почти на ту же отметку, что и в начале ноября.

При этом в направлении Шанхай - Северная Европа ставки выросли на 599 $/TEU или 60,7%, а в направлении Шанхай - Средиземное море - на 589 $/TEU или 54,7%. То есть, можно констатировать, что линейным перевозчикам в очередной раз удалось серьезно поднять ставки в направлении Азия - Европа. Другое дело, как долго сумеет продержаться это повышение. Показательно, что рассчитываемый по контрактным ставкам China Containerised Freight Index пока что никак не отреагировал на эти повышения, оставшись практически на том же уровне, что и вначале ноября 2013 г.

Динамика Shanghai Containerised Freight Index в ноябре - декабре 2013 г.

Направление контейнерных перевозок

01.11.13

15.11.13

29.11.13

06.12.13

13.12.13

Шанхай - Северная Европа (Гамбург, Антверпен, Феликстоу, Гавр)

1423*

1213*

1000*

987*

1586*

Шанхай - Средиземноморье (Барселона, Валенсия, Генуя, Неаполь)

1499*

1308*

1108*

1076*

1662*

Шанхай - ЗП США (Лос-Анжелес, Лонг Бич, Оклэнд)

1724**

1885**

1768**

1717**

1700**

Шанхай - ВП США (Нью-Йорк, Саванна, Норфолк, Чарльстон)

3099**

3184**

3005**

2953**

2962**

Композитный индекс SCFI

1128,75

1089,35

996,52

970,85

1117,30

* - USD /TEU

** - USD /FEU

Источник: SSE

Между тем, по мере приближения намеченных сроков создания Альянса Р3, интрига вокруг этого события набирает обороты. На собрании Совета грузоотправителей Азии (ASC) было заявлено, что совет однозначно выступает против Альянса Р3, поскольку его масштабы дадут ему возможность диктовать свои условия на рынке грузоперевозок. Как результат, китайские грузоотправители обратились к правительству КНР с просьбой заблокировать создание Альянса P3.

Свою озабоченность относительно Альянса P3 выразил и Всемирный Форум Грузоотправителей (Global Shippers’ Forum), который обратился к Федеральной морской комиссии (FMC) США с просьбой рассмотреть вопросы, касающиеся соглашения об Альянсе P3 с точки зрения последствий его конкурентного влияния на рынок. Опасения, в частности, вызывают планы нового альянса увеличить скорость судов на своих сервисах. Это приведет к тому, что конкурирующие линии будут вынуждены сделать то же самое, что увеличит издержки и увеличит избыточный тоннаж, что, в свою очередь, окажет дополнительное давление на ставки фрахта.

При этом, в наиболее неблагоприятном положении, вплоть до банкротства и ухода с рынка, окажутся одиночные линии, которым будет весьма сложно конкурировать со столь мощным объединением. Однако, несмотря на выраженную обеспокоенность, Global Shippers’ Forum признает, что консорциум сможет обеспечить преимущества для грузоотправителей в плане повышения эффективности, снижения эксплуатационных расходов за счет использования более крупных судов и более широкого спектра услуг, в т.ч. за счет увеличения количества прямых заходов в порты.

Не осталась в стороне и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ, которая в конце ноября возбудила дела против российских агентов тех же контейнерных перевозчиков по подозрению в картельном сговоре. Более того, ФАС договорилась с Еврокомиссией о координации действий и обмене информацией в ходе расследования дела об «океанском картеле».

Тем временем FMC провела письменный опрос более полусотни бизнес структур об их мнении относительно создания Альянса Р3. Подавляющее большинство опрошенных приветствовало создание нового альянса, отметив его положительное воздействие на будущий рынок и их бизнес.

Данные о контейнерном парке некоторых линейных перевозчиков по состоянию на январь 2013 г.

Контейнерный перевозчик

Контейнерный парк, тыс. TEU

Доля, %

MAERSK LINE

215,0

13,4

MSC

2060,0

12,9

CMA CGM

1150,0

7,2

COSCO

715,2

4,5

EVERGREEN MARINE

709,7

4,4

YANG MING TRANSPORT

363,1

2,3

Прочие

8912,0

55,5

ВСЕГО

16060,0

100,0

Источник: UNCTAD's «RMT 2013»

Низкий спрос на контейнерные перевозки и слабые финансовые показатели линейных операторов отражаются и на поставщиках контейнерного оборудования. Так, Singamas Container Holdings уже объявила о значительном ухудшении финансовых показателей по итогам 2013 г. Это в первую очередь связано с резким сокращением спроса на контейнеры и снижением цен на контейнерное оборудование. При этом в компании ожидают «низкий» рынок, как минимум, по 2-е полугодие 2014 г.

Контейнерооборот некоторых портов мира за январь-ноябрь 2013 г.

Порт / страна

Контейнерооборот - янв.- ноябрь 2013 г., TEU

Изменение (+) (-),

2013/2012, %

Шанхай (КНР)

30920,0

+3,9

Ксиамень (КНР)

7280,0

+12,0

Порты РФ

в т.ч. Балтийский бассейн

Дальневосточный бассейн

Азово-Черноморский бассейн

4897,0

2660,0

1423,0

683,95

+5,2

+0,1

+15,6

+10,0

Группа НМТП (РФ)

555,3

-2,1

Владивосток (РФ)

436,9

+5,3

Порты Украины

712,22

+7,5

Рига (Латвия)

351,7

+5,0

Мууга (Эстония)

233,9

+12,8

Источники:SSE, Infrаnews, PortNews

По оценкам BIMCO рост спроса на контейнерные перевозки в 3 кв. 2013 г. составил 5,3%. Учитывая определенные положительные сдвиги в экономике США и ЕС, тот же источник прогнозирует рост спроса в 2014 г. на уровне 5 - 7%, что вселяет определенный оптимизм. Весьма обнадеживают данные Container Trade Statistics, согласно которым в октябре 2013 г. объем перевозок в направлении Азия - Европа вырос на 8,5% и составил 1,1 млн. TEU. Правда, если рассматривать все 10 месяцев, то за этот период в направлении Азия - Северная Европа было перевезено 7,6 млн. т, что означает рост всего на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Гораздо динамичнее росли перевозки в направлении Азия - Средиземное/Черное море, где за 10 месяцев 2013 г. объем перевезенных контейнеров достиг 2,2 млн. TEU, показав рост в 10,9%. А направлении Азия - Западное Средиземноморье/Северная Африка эти показатели составили 1,9 млн. TEU и 3,9% соответственно.

Аналитики Drewry прогнозируют рост спроса на контейнерные перевозки в 2014 г. на уровне 5,7% в направлении Север - Юг и 5% в направлении Азия - Америка.

А, по мнению аналитиков Clarksons, вызывающий особую озабоченность избыток поставок в ближайшие годы судов вместимостью 8000 - 10000 TEU класса «постпанамакс» будет свободно поглощен после расширения Панамского канала. Более того, эти суда в силу меньших издержек могут стать именно теми «рабочими лошадками», которые заменят менее экономичные «панамаксы».

То есть, не все так страшно, как может показаться на первый взгляд. В любом случае нас ждет весьма интересный и насыщенный событиями на контейнерном рынке 2014 г.



Валерий Войниченко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua