Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Порты Украины
01.08.2008 :: 15:53
Чтобы Днепр не работал в «тени»

В конце 2006 года я был назначен начальником ГП «Администрация речных портов». Одной из первых задач, поставленных мной перед коллективом, было выведение предприятия из убыточного состояния. Это удалось сделать буквально с первого месяца работы. В данный момент финплан перевыполняется в несколько раз, и этот рост постоянный.

Сегодня у нас трудятся вы­соко­квали­фицированные специалисты из международных морских, речных портов, в том числе и АСК «Укр­речфлот». Мы начинали со штата в 10 человек, сейчас работает 26. Дейст­вуют три представительства предприятия:
18.10.2023
В румунському порту Констанца створять п’ять якірних стоянок для перевалки українського зерна

09.11.2023
У порт Феодосії вперше прибули відразу шість потягів із вагонами для перевезення зерна

18.10.2023
Росіяни продовжують вивозити з порту Маріуполя крадене збіжжя та метал - Н.Гуменюк

22.11.2023
РФ завдала ракетного удару по Одеській області - є влучання в припортову інфраструктуру

06.11.2023
Жовтнева перевалка ДП у портах Румунії зросла завдяки українському попиту
Верхнеднеп­ровское, Среднеднеп­ровское и Нижне­­днеп­ровское. Естественно, этого мало, нам нужно представительство в каждом речном порту.

Напомню, что наше госпредприятие создано после корпоратизации (приватизации) речных портов для того, чтобы эффективно использовать причалы и другие гидротехнические сооружения, которые не подлежали приватизации и не вошли в уставные фонды создающихся акционерных обществ, при этом мы являемся хозрасчетным предприятием, не зависящим от государственного бюджета.

На балансе Администрации речных портов находится порядка 170 гидросооружений в восьми областях Украи­ны и около 50 единиц флота. Это в основном пассажирский самоходный и несамоходный флот, использовавшийся ранее на социально необходимых линиях. Наше предприятие восстанавливает суда для обеспечения социальных и других пассажирских перевозок. За 2008 год было продоковано 6 судов, до конца года будет продоковано еще 4 судна.

Должен отметить, что на сегодняшний день река Днепр работает, в основном, в «тени». За длительный период, когда не было нашей администрации, частные фирмы привыкли работать на государственных причалах, по сути, бесконтрольно и бесплатно. Эту систему нелегко поменять.

Сегодня на реке самым выгодным бизнесом стала добыча песка, который нужен во все возрастающих количествах для динамично развивающейся строительной индустрии. Тонна песка стоит не менее 10-12 USD, расходы на добычу не составляют и трети этой суммы. Остальное - прибыль.

Каждый речной порт в своем регионе своим портовым флотом добывает песок. Причем, всеми законными и незаконными способами: на судовом ходу, в заливах, на подводных переходах, во время нереста, при помощи фиктивных договоров с местными советами…

И при этом на реке почти нет транзитного судоходства. Оказывается, что никто из речников в развитии транзитных, международных перевозок не заинтересован. Хотя восстановление транзитного судоходства по одной из крупнейших европейских рек - Днепру - стратегически важно для Украины. Но наши речные транспортные предприятия уже растеряли прежний тоннаж, флот годами резался на металлолом, а новых судов не строили. В упадок пришло и речное судостроение.

Сегодня есть необходимый для речного транзитного судоходства по Днепру иностранный флот, россий­ский, белорусский, а вот отечественного флота очень мало. Но политика наших судоходных компаний, в том числе портов, - привлекать только те грузы, которые можно переработать своим оставшимся тоннажем. Иностранный флаг, чужие суда не удобны в своих портах. Так, Хер­сонский, Николаевский речные порты, входящие в структуру АСК «Укр­речфлот», обрабатывают свои суда в первую очередь, в то время как суда других судовладельцев отстаиваются на рейде.

Я полагаю, что для решения этой проблемы нужно открыть наши внутренние водные пути для иностранного тоннажа. Иными словами, иностранный флот нужен Украине для того, чтобы было судоходство на Днепре. Полагаю, что этому шагу может способствовать недавнее вступление Украины в ВТО.

Мы прекрасно понимаем, что для кардинальной нормализации ситуации на Днепре нужен закон о внутреннем водном транспорте. Мин­транссвя­зи после нескольких лет работы над проектом одобрило его. Сделаны несколько других важных шагов для формирования нормативной базы организации работы внутреннего водного транспорта. При помощи руководства Укрморречфлота были разработаны несколько постановлений Кабинета Министров, которые работают на пользу Администрации речных портов. В частности, о передаче на баланс Администрации всех государственных гидросооружений на Днепре, в том числе бесхозных. Но в целом река работает по временным правилам.

Многие годы поднимался вопрос, почему в морских портах взимаются портовые сборы, а в речных нет. Ведь у речных портов тоже есть принадлежащие государству причалы. Сегодня уже есть распоряжение Кабмина о введении плат за использование гидротехнических сооружений на внутреннем водном транспорте. Эти тарифы были разработаны специалистами УкрНИИмфа, поданы в Минэкономики на рассмотрение, но были возвращены по формальным причинам. Тарифное совещание в Минтранссвязи еще раз показало: судовладельцы согласны на введение сборов на реке. Сейчас тарифы дорабатываются. Мы надеемся, что, несмотря на имеющееся сопротивление, они будут введены в ближайшее время.

Предполагается введение 5 видов сборов: плата за использование причальных гидросооружений, корабельного, причального, якорного и административного, который целиком уходит государству. Якорный сбор и половина платы за использование причальных гидросооружений предполагается направить очень важному для речного судоходства государственному предприятию «Укрводпуть». Это позволит «Укрводпути» уйти от бюджетного финансирования, стать действительно хозрасчетной организацией и решить самостоятельно многие проблемные вопросы содержания внутренних водных путей.

Администрации речных портов предполагается выделять часть платы за использование причальных гидросооружений, корабельный и причальный сборы. Это позволит администрации увеличить свой валовой доход раз в пять - до 25-30 млн. гривен. Наконец, появится возможность заняться реконструкцией переданных нам причалов, возраст которых в среднем пятьдесят лет и которые за последние два десятка лет практически не ремонтировались.

Понятно, что шаги, предпринимаемые Администрацией речных портов, встречают сильное сопротивление. Ведь в круге интересов администрации - 8 областей Украины, где находятся наши объекты. Против нас постоянно инициируются различные проверки.

Особая проблема - столичный Киевский речной порт. Его причалы наиболее привлекательны, и Киевречпорт совместно с частными структурами своими исками к Кабмину, Фонду госимущества, Мин­­транссвязи через судебные инстанции несколько раз блокировал передачу этих причалов в ведение Мин­транссвя­зи и Администрации речных портов. Так, в 2006 году было заблокировано распоряжение Кабмина № 29-р от 25.01.2006 года «О передаче государственного имущества, не вошедшего в уставные фонды речных портов и АСК «Укр­речфлот» в сферу управления Мин­транссвязи» в части передачи именно киевского имущества. В 2007-2008 годах Киевский порт пытается заблокировать распоряжение Кабмина от 23.05.2007 года № 306-р «О передаче государственного имущества в сферу управления Мин­транс­связи». Причем все это делалось и продолжает делаться росчерком пера одной и той же судьи, которая работала сначала в Хозяйственном, а теперь в Адми­нист­ративном суде города Киева. Фактически, до сих пор (с даты приватизации порта) Киевский речпорт бесплатно пользуется причалами. Кстати, только в последние два года, в период судебных разбирательств, порт начал вкладывать деньги в их текущий (косметический) ремонт, а также занялся их паспортизацией.

Важным документом, который позволит сделать шаг в направлении наведения порядка на реке, должно стать постановление Кабмина о водной глади Днепра. Сейчас масса государственных, коммунальных и частных организаций претендуют на водное пространство реки. Но ответственности при этом никто не несет. Идет бесконтрольная застройка берегов, обостряются экологические проблемы. Мы полагаем, что правильно было бы возложить контроль за использование водной глади на плечи Администрации речных портов.

Леонид Кондратенко, начальник ГП «Администрация речных портов», заслуженный работник транспорта

Журнал «Порты Украины», №5, 2008


Источник: Порты Украины
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}